(Солодуха Василий Андреевич; 5.10.1948, с. Галина Воля Старовыжевского р-на Волынской обл. УССР - 22.03.2017, г. Луцк, Украина), митр. Волынский и Луцкий. Из крестьянской семьи. После окончания в 1963 г. 8-летней школы работал в колхозе. В 1970 г. поступил в МДС. С 1971 г. исполнял послушание иподиакона патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова). 20 марта 1974 г. в Троице-Сергиевой лавре принял постриг с именем в честь св. Нифонта, еп. Новгородского. 15 апр. того же года рукоположен во диакона. По окончании семинарии в 1974 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 1979 г. со степенью кандидата богословия. 26 февр. 1977 г. рукоположен во иерея. 18 марта того же года назначен настоятелем Троицкого храма в с. Рудка-Козинская Рожищенского р-на Волынской обл. В 1985 г. возведен в сан игумена, в 1988 г.- в сан архимандрита. В 1989 г. назначен благочинным Рожищенского округа Волынско-Ровенской епархии. 20 марта 1990 г. Синод УПЦ избрал его епископом Хмельницким и Каменец-Подольским. Хиротонисан 31 марта во Владимирском кафедральном соборе в Киеве.
В том же году в Хмельницком были зарегистрированы первые общины УАПЦ, объединенные в автокефалистскую епархию, к-рую возглавил «епископ» Антоний (Фиалко). В апр. 1990 г. сторонникам УАПЦ был передан бывш. полковой храм св. Андрея Первозванного в микрорайоне Дубово на окраине Хмельницкого. Н. и др. клирики епархии выступили против такого решения, поскольку изначально власти предполагали передать храм в распоряжение УПЦ. В течение нескольких дней архиерей и священнослужители проводили голодовку у здания облсовета, однако власти не пошли на уступки.
25 авг. 1992 г. Н. назначен правящим архиереем Луцко-Волынской епархией. Назначение состоялось по рекомендации предыдущего еп. Луцкого и Волынского Варфоломея (Ващука; ныне митрополит), на смещении к-рого с Луцкой кафедры настаивали местные власти. 28 июля 1993 г. Н. возведен в архиепископа Луцкого и Волынского. Из-за препятствий государственных структур Н. смог с большим трудом получить прописку в Луцке только в 1994 г.
Н. продолжал борьбу против передачи храмов Волынской епархии неканоничной раскольничьей «УПЦ Киевского Патриархата». Сторонники «Киевского Патриархата» имели поддержку в юж. районах Волынской обл., соседних с Львовской обл. На севере Волыни в 90-х гг. общин раскольников не было из-за отсутствия там националистических настроений. Попытки Н. опротестовать через суд захват раскольниками ц. св. Феодосия Черниговского в зап. предместье Луцка Вел. Омелянике и Соборо-Богородичный храм в с. Забороль Луцкого р-на результатов не имели. Более успешными были судебные процессы по поводу принадлежности каноничной УПЦ Покровской ц.- единственной остававшейся в Луцке. В янв. 1993 г. храм возвратили каноничной Церкви. По решению суда также должны были быть возвращены нижний храм луцкого кафедрального Троицкого собора (верхний храм оставался в ведении «Киевского Патриархата») и прилегающие к нему церковно-адм. здания, построенные в советское время на средства Московской Патриархии. Однако реализовать это решение не удалось из-за угроз со стороны раскольников.
При поддержке Н. осуществлялось строительство новых храмов: 15 февр. 1993 г. в Луцке была зарегистрирована община Всех святых земли Волынской, получившая земельный участок, в 1998 г. там началось строительство нового кафедрального собора. 29 июля 1993 г. зарегистрирована Крестовоздвиженская община в Луцке в р-не Теремное, силами которой был заново отстроен на прежнем месте разрушенный в 80-х гг. XX в. храм. В 1993 г. Волынская ДС получила в собственность здание бывш. мон-ря доминиканцев в старой части города, на берегу р. Стыр. Также в 1993 г. в ведение Луцкой епархии передали бывш. дом причта Покровского храма, в его здании разместились Волынское ЕУ и резиденция архиерея.
Н. установил в Луцкой епархии традицию проведения миссионерских крестных ходов. В авг.-сент. 1993 г. по всем районам Волынской обл. прошел крестный ход с Почаевской чудотворной иконой Божией Матери, также в 1994 г.- крестный ход с Зимненской Святогорской чудотворной иконой Божией Матери.
К кон. 90-х гг. XX в. уровень межконфессиональной напряженности епархии заметно снизился в связи с подписанием в Киеве в 1997 г. меморандума о недопущении насилия в межцерковных спорах. Тем не менее сторонниками «Киевского Патриархата» были захвачены храмы в с. Ульяники Рожищенского р-на (1997), с. Козлиничи Маневичского р-на (1998), с. Буркачи Гороховского р-на (1998). Однако после 1999 г. и вплоть до 2014 г. захваты храмов не происходили, что во многом являлось заслугой Н.
Под рук. Н. в Луцкой епархии реализовывались новые миссионерско-просветительские и издательские проекты. В частности, в 2003 г. переиздан украиноязычный вариант Волынско-Почаевского патерика с прибавлением житий новомучеников XX в., связанных с Волынью. Неск. раз переиздавался 1-й на Украине украиноязычный учебник по Закону Божию (1-е издание - в 1994 г. под редакцией автора-составителя, ректора Волынской ДС прот. Петра Влодека). В кон. 2005 г. епархия выпустила 1-е в УПЦ каноническое издание НЗ (богослужебного формата) на укр. языке. Осуществленный по благословению Н. перевод на укр. язык богослужебного Евангелия был взят за основу при издании в 2011 г. в Киеве украиноязычного Апостола, а также при издании в 2013 г. в Ужгороде 1-го полного украиноязычного Служебника. В 2004-2005 гг. на Волыни вышли 2 издания молитвослова с церковнослав. фонетикой в укр. транскрипции, молитвослов с каноном и правилом ко Причастию (2006) и «Закон Божий» (2010), напечатанные шрифтом Брайля). Начиная с 2010 г. издавались сборники материалов международных конференций «История и современность Православия на Волыни», проводимых силами Волынского ЕУ и Волынской ДС. В 2011-2012 гг. осуществлены факсимильные издания памятников древнерус. письменности Луцкого Евангелия (ок. 1366) и Луцкой Псалтири (сер. XIV в.). Последним крупным культурно-просветительским проектом епархии, осуществленным по благословению Н., стало факсимильное переиздание рукописного Холмского Евангелия в кон. 2015 г.
Н. стремился удовлетворять прошения приходов о переходе в богослужениях с церковнославянского на укр. язык, считал, что данная мера является компромиссом, направленным на недопущение уклонения правосл. общин из-за языковых споров в раскольнические юрисдикции. К нач. 2013 г. из 376 приходов Луцкой епархии в 51 храме все богослужения совершались на укр. языке, а еще 45 храмов имели смешанный язык богослужений (службы совершали по-украински и по-церковнославянски). При этом Н. являлся противником форсированной украинизации богослужений, почти не совершал литургий на укр. языке, аргументируя это тем, что не существует полного канонического перевода богослужебных книг на украинский язык.
Н. получил известность как проповедник, преподавал гомилетику и сектоведение в Волынской ДС. Изданы неск. сборников его проповедей. Являлся также автором духовных стихотворений на украинском и русском языках, сборник к-рых был издан в 2008 г. под названием «Богогласник».
11 апр. 2001 г. возведен в сан митрополита. С 20 июля 2012 г. титул изменен на митрополит Волынский и Луцкий. С нач. 2014 г. Н. часто болел, что усложняло управление обширной епархией. 29 янв. 2016 г. в помощь правящему архиерею на должность епископа Камень-Каширского, викария Волынской епархии, был назначен еп. Нафанаил (Крикота), 18 окт. 2016 г. Н. был освобожден от управления Волынской епархией по состоянию здоровья. Назначен настоятелем Покровского кафедрального собора в Луцке. Похоронен в родном с. Галина Воля.
Награжден орденами преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских 2-й степени (1998, УПЦ), св. блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени (1998), св. равноап. кн. Владимира 3-й степени (1999, УПЦ), 1-й и 2-й степени (2003) и др., а также гос. орденами Украины «За заслуги» 1, 2, 3-й степени (1999, 2003, 2008).